Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как сделать воспитывающие беседы с детьми успешными?

Беседы, разговоры о важном на классных часах или внеурочных занятиях - важная составляющая процесса воспитания. Как сделать их успешными? Делимся некоторыми нехитрыми секретами.
 
1.     Важно создать в классе атмосферу уважения самых разных мнений, какими бы странными они не казались.
2.     Не следует навязывать школьникам своего, «единственно правильного», мнения, т.к. существует опасность превращения дискуссии в рапорты детей по принципу «чего изволите?»
3.     Нужно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других.
4.     Можно самой включаться в дискуссию, проблематизируя школьников, выдвигая спорные аргументы, «провоцируя» тем самым их дискуссионную активность.
5.     Надо запастись набором вопросов по теме дискуссии – «вбрасывая» их для общего обсуждения можно добиться вскрытия каких-то новых граней проблемы и тем самым также давать новый импульс проблемному диалогу.
 
Вот несколько приемов введения школьников в беседу:
  • Изложение проблемы через описание конкретного случая и анализ нравственных проблемных ситуаций. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов, публицистики (близкие опыту учащихся), а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в жизни самих детей, ситуации из их жизни с вымышленными героями.
  • Демонстрация кинофильма или сюжета.
  • Инсценировка, ролевое проигрывание какого-либо эпизода.
  • Использование значимых (сенсационных) новостей.
  • Озвучивание противоречивых высказываний, выделение противоречий в точках зрения по одному и тому же вопросу двух или нескольких людей, столкновение противоречивых пословиц, высказываний современников, мнений сверстников (можно использовать для этого результаты предварительного анкетирования).
  • Предложение пословиц, поговорок, афоризмов, высказываний для анализа их этического содержания. Они заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает школьников к размышлениям над нравственными, общечеловеческими проблемами. Следует выбирать суждения неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, создавать ситуации размышления, раздумья, проникновения в их тайный смысл. Например: «Вижу и одобряю лучшее, но избираю худшее»; «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся»; «Для счастья нужно устать!»; «Чувство величия – одно из проявлений ничтожества»; «Иногда потерять – это больше чем найти».
  • Предложение проблемных вопросов для анализа. Это вызывает у школьников потребность и стремление разрешить заключающееся в проблеме противоречие. Например: «Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать»; «Этика начинается с мысли, что человек стремится не просто к жизни, а к жизни хорошей, достойной. Почему же сегодня жизнь провозглашается высшей ценностью – независимо от того, какая это жизнь?»
  • Альтернативный выбор: участникам предлагается самостоятельно сделать выбор из предложенных ведущим нескольких альтернативных мнений.
 
А это приемы, стимулирующие активность участников беседы:
  • Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли: «Как ты пришел к такому ответу?»; «Как можно показать, что это верно?» и т.д.
  • Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы не уйти от темы и сделать обсуждение более содержательным: «Когда это будет верно?»; «При каких условиях наиболее выражено?»; «Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?» и т.д.
  • Уточняющие вопросы – стимулируют четче высказывать мысли, аргументировать их: «Ты сказал, что это лучше, лучше чем?»; «Где именно это проявляется?»; «Что ты имеешь в виду, когда говоришь..?» и т.д.
  • Парафраз – повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли.
  • Редакция – повторение наиболее значимой, с позиции ведущего, части высказывания. Позволяет направить обсуждение в нужное русло, держаться темы, проблематизирует обсуждение.
  • Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) – помогает вести обсуждение, вносит новую информационную струю, побуждает к дальнейшей работе.
  • Демонстрация непонимания – побуждает участников повторить, уточнить суждение: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду, уточните пожалуйста» и т.д.
  • Сомнение – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания: «Так ли это?»; «Это все?»; «Вы уверены в вашем тезисе?» и т.д.
  • Проблематизация – требование объяснения, обоснования, доказательства высказанных суждений. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний: «Обоснуйте ваше высказывание»; «Объясните, почему это так»; «Что это значит?» и т.д.
  • Альтернатива – ведущий предлагает и обосновывает тезис или утверждение, противоположное высказанному, акцентирует внимание на возможно другой точке зрения, противоположном подходе. Прием тренирует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников.
  • Доведение до абсурда. В этом случае ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы.
  • Нет-стратегия. На все высказывания участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами: «Нет, это не так»; «Такое не бывает»; «Этого не может быть» и т.п.
  • Обращение вопроса к группе. Возможно, что в ходе дискуссии один из участников задает вопрос ведущему. Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос-эстафета) или к самому этому участнику (вопрос-эхо).
  • Резюмирование. По мере завершения обсуждения отдельных пунктов ведущий должен подводить некоторый итог сказанному, при необходимости обратить внимание на спорные моменты. Цель его состоит не в том, чтобы привести всех к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному.