- Вопросы, побуждающие школьника к углублению мысли: «Как ты пришел к такому ответу?»; «Как можно показать, что это верно?» и т.д.
- Предостережение от чрезмерных обобщений, чтобы не уйти от темы и сделать обсуждение более содержательным: «Когда это будет верно?»; «При каких условиях наиболее выражено?»; «Где и в каких ситуациях это чаще всего происходит?» и т.д.
- Уточняющие вопросы – стимулируют четче высказывать мысли, аргументировать их: «Ты сказал, что это лучше, лучше чем?»; «Где именно это проявляется?»; «Что ты имеешь в виду, когда говоришь..?» и т.д.
- Парафраз – повторение высказывания с новой интонацией. Стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли.
- Редакция – повторение наиболее значимой, с позиции ведущего, части высказывания. Позволяет направить обсуждение в нужное русло, держаться темы, проблематизирует обсуждение.
- Информативное, краткое высказывание ведущего (образ, реплика, похвала, поддержка и т.д.) – помогает вести обсуждение, вносит новую информационную струю, побуждает к дальнейшей работе.
- Демонстрация непонимания – побуждает участников повторить, уточнить суждение: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду, уточните пожалуйста» и т.д.
- Сомнение – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания: «Так ли это?»; «Это все?»; «Вы уверены в вашем тезисе?» и т.д.
- Проблематизация – требование объяснения, обоснования, доказательства высказанных суждений. Повышает продуктивность, осознанность и основательность высказываний: «Обоснуйте ваше высказывание»; «Объясните, почему это так»; «Что это значит?» и т.д.
- Альтернатива – ведущий предлагает и обосновывает тезис или утверждение, противоположное высказанному, акцентирует внимание на возможно другой точке зрения, противоположном подходе. Прием тренирует навыки разностороннего рассмотрения вопроса, активизирует мыследеятельность школьников.
- Доведение до абсурда. В этом случае ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы.
- Нет-стратегия. На все высказывания участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами: «Нет, это не так»; «Такое не бывает»; «Этого не может быть» и т.п.
- Обращение вопроса к группе. Возможно, что в ходе дискуссии один из участников задает вопрос ведущему. Последний может обратиться с этим вопросом к группе (вопрос-эстафета) или к самому этому участнику (вопрос-эхо).
- Резюмирование. По мере завершения обсуждения отдельных пунктов ведущий должен подводить некоторый итог сказанному, при необходимости обратить внимание на спорные моменты. Цель его состоит не в том, чтобы привести всех к единому мнению, а лишь в том, чтобы подвести итог сказанному.